Объясняем, что происходит на границе России и Казахстана: работа мобильных групп ФТС и новые правила
В последнее время в информационном поле появилось много сообщений о ситуации на границе России и Казахстана. Федеральная таможенная служба (ФТС) России дала официальные разъяснения, которые проясняют обстановку. В этой статье мы подробно разберем, как сейчас организован контроль, что такое мобильные таможенные группы и какие временные правила ввоза товаров действуют для перевозчиков.
Связанные новости:
10 000 фур в пробке: граница с Казахстаном на грани кризиса
Как ввозить товары без сертификатов до конца 2025
ЕАЭС: новые правила для бизнеса | Реестр уполномоченных лиц: новый подход
1. Штатная работа на границе и отсутствие очередей
Первое и главное, что подчеркивает ФТС: на самих пунктах пропуска через границу России и Казахстана очередей нет. Таможенные проверки непосредственно в зонах пропуска не осуществляются, что позволяет поддерживать режим беспрепятственного движения транспорта. Этот факт подтверждают и коллеги из Казахстана. Погранпереходы работают в штатном режиме.
2. Мобильные группы ФТС: что это и как работают?
Если проверок на границе нет, то где они происходят? Ключевой инструмент контроля сегодня — это мобильные таможенные группы.
Что это такое?
Это специальные подразделения таможенников, которые работают не на стационарных КПП, а действуют гибко и мобильно — на автомобильных трассах в приграничной зоне, уже на территории Российской Федерации.
Их задачи и принципы работы:
- Выборочный контроль: Группы не останавливают весь поток машин, а проводят выборочные проверки транспортных средств, въехавших из Казахстана. Это позволяет точечно выявлять нарушения, не создавая заторов для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
- Цель — борьба с контрабандой: Основная функция — предотвращение незаконного перемещения товаров, которые могли миновать традиционные барьеры.
- Законность и оперативность: Все проверочные мероприятия проводятся строго в соответствии с российским законодательством. Как заверяет ФТС, если все документы у водителя и груза в порядке, проверка занимает не более 8 минут.
- Эффективность: Такой подход позволяет гибко реагировать на изменение маршрутов недобросовестных перевозчиков и создает дополнительный, непредсказуемый для нарушителей фильтр.
3. Временный упрощенный порядок ввоза товаров
Отдельно ФТС напоминает о важной мере, введенной Указом Президента России. До 10 декабря 2024 года разрешен ввоз товаров автомобильным транспортом из Казахстана и Киргизии без соблюдения обычно требуемых процедур:
- без документов, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- без маркировки, предусмотренной законодательством Союза.
Однако у этой льготы есть важное условие:
После пересечения границы такой транспорт не следует самостоятельно к месту назначения. Таможенные органы сопровождают его до склада временного хранения (СВХ). Получатели товаров обязаны обеспечить размещение груза на СВХ и провести его таможенное декларирование на территории РФ. Сделать это необходимо до 27 декабря 2025 года, подав декларацию на товары и уплатив все положенные таможенные платежи.
Таким образом, ситуация на границе России и Казахстана характеризуется двумя основными тенденциями:
- Сохранение беспрепятственного движения через пункты пропуска за счет вынесения выборочного контроля за их пределы.
- Ужесточение контроля внутри страны с помощью мобильных групп и предоставление временной льготы по ввозу с последующим обязательным растаможиванием.
Вывод от автора
Подытоживая сказанное, текущие меры ФТС — это не просто временная кампания, а четкий и системный сигнал для всего рынка. Мы наблюдаем целенаправленное и тотальное ужесточение контроля, которое выполняет две ключевые задачи.
Во-первых, это фиксация «дедлайна» для серого импорта. Упрощенный порядок ввоза до 10 декабря выглядит не как льгота, а как последний шанс легализовать бизнес. После этой даты можно ожидать еще более жесткого прессинга в отношении тех, кто не успел перестроиться.
Во-вторых, и это главное, государство создает все условия для масштабного перехода на белые схемы доставки. Новые правила делают невыгодными и крайне рискованными любые попытки работать в обход законодательства. Уже сейчас участникам рынка критически важно озаботиться правильной сертификацией товаров и оформлением обязательной маркировки «Честный ЗНАК».
Таким образом, стратегия очевидна: рынок целенаправленно очищают от недобросовестных игроков. Те, кто воспримет эти изменения как руководство к действию и заблаговременно приведет документы и логистические цепочки в соответствие с законом, не только избегут проблем на границе и на трассах, но и получат серьезное конкурентное преимущество в новой, «прозрачной» реальности.
Источник: РИА НОВОСТИ