Перекос в трансграничной торговле: почему ретейлеры требуют дополнительного регулирования маркетплейсов
Крупнейшие российские ретейлеры выступили с инициативой ужесточить регулирование маркетплейсов. В обращении к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину компании предложили комплекс мер по ограничению ценовой политики платформ и их финансовых сервисов.
Суть претензий ретейлеров
Основные требования бизнеса касаются:
- ограничения ценового демпинга со стороны маркетплейсов;
- регулирования навязывания платформами собственных платёжных инструментов;
- введения отдельного регуляторного периметра для финансовых сервисов маркетплейсов (с опорой на международный опыт Китая, Турции и США).
Проблема ценового дисбаланса
По мнению ретейлеров, доминирующие маркетплейсы формируют цены за счёт агрессивного субсидирования, компенсируя затраты ростом комиссий, тарифов и обязательных услуг для продавцов. Как отмечает генеральный директор «М. Видео» Феликс Либ, такая практика:
- искажает реальный баланс спроса и предложения;
- увеличивает издержки российских производителей и продавцов;
- усиливает зависимость малого бизнеса от платформ;
- снижает уровень конкуренции на рынке.
«Сейчас формируется ценовая модель, управляемая не экономикой продукта, а возможностями площадки перекладывать свои расходы на рынок», — подчёркивает Либ.
Дисбаланс в трансграничной торговле
Особую озабоченность вызывает ситуация в сфере трансграничной торговли. Ретейлеры указывают на следующие проблемы:
- Сниженный беспошлинный порог. По мнению Либа, его понижение вкупе с введением НДС при ввозе товаров станет мерой защиты отечественных производителей, обеспечит добросовестную конкуренцию и пополнит бюджет страны.
- Неравные условия для российских и зарубежных продавцов. Иностранные поставщики получают доступ к маркетплейсам на существенно более выгодных условиях — их комиссии и тарифы в десятки раз ниже, чем у локальных игроков.
- Регуляторная нагрузка. Российские производители и оптовики несут полную нагрузку по НДС, пошлинам, сертификации, маркировке и логистике, тогда как часть импортных поставок избегает этих требований.
- Преференции для иностранных продавцов. Маркетплейсы нередко предоставляют зарубежным поставщикам:
- сниженные комиссии;
- приоритет в трафике;
- упрощённые схемы подключения;
- доступ к рекламным кампаниям и акциям.
Позиция экспертов рынка
Тихон Смыков, президент и управляющий партнёр Inventive Retail Group, обращает внимание на проблему налогового арбитража:
«Маркетплейсы получают существенный доход за счёт взимания комиссий с продавцов, пользующихся льготным режимом налогообложения. Эти деньги используются для субсидирования продаж товаров, поставщики которых работают на общей системе налогообложения».
Смыков подчёркивает, что в классических каналах продаж подобных механизмов формирования цен нет, что стимулирует переток продаж на маркетплейсы. По его мнению, ключевым условием честной конкуренции должно стать равенство всех продавцов в вопросах налогообложения.
Ответ маркетплейсов
В пресс‑службе Ozon заявляют, что комиссии для продавцов остаются на рыночном уровне и сопоставимы с другими крупными игроками. Платформа выделяет следующие принципы работы:
- продавцы самостоятельно выбирают модель взаимодействия и набор услуг;
- обязательной является только комиссия за продажу;
- логистика, складирование и продвижение остаются на усмотрение продавца.
Рост комиссий и тарифов компания объясняет увеличением внешних издержек (стоимость топлива, перевозки, электроэнергии и др.).
В Ozon также подчёркивают социальную значимость доступных цен для 60 млн покупателей и отмечают, что скидки и акции способствуют росту продаж поставщиков. По данным платформы:
- лишь 2 % продавцов добровольно отказались от скидок за счёт площадки;
- 6 из 10 продавцов, отказавшихся от скидок, позже запросили их восстановление.
Выводы
Ситуация на рынке электронной торговли демонстрирует явный дисбаланс между интересами локальных ретейлеров, российских производителей и крупных маркетплейсов. Требование ретейлеров о введении дополнительного регулирования отражает стремление к:
- выравниванию условий конкуренции;
- защите отечественных производителей;
- обеспечению прозрачности ценообразования;
- созданию справедливой налоговой среды.
Решение этих вопросов потребует комплексного подхода с учётом интересов всех участников рынка и международного опыта регулирования цифровых платформ.