Новости в сфере сертификации и декларирования

Киргизские сертификаты ТРТС отменяют?

Новости сертификации
Темы обсуждались разного характера, но среди прочих была затронута тема Честного знака и сертификатов соответствия ТРТС выданных в Киргизии.
В рамках данного мероприятия Иванов Антон Анатольевич, учредитель компании "Ветер-Спорт" открыл обсуждение проблемы, связанной с тем, что маркировка "Честный знак" не выполняет свои заявленные функции, а именно не дает должной защиты внутреннего рынка от контрафактной продукции.
Многие иностранные маркетплейсы, осуществляющие свою деятельность, в том числе по реализации товаров для РФ, не совсем добросовестные импортеры, имеют свободный вход на рынок РФ со своей продукцией, качество и подлинность которой под очень большим вопросом.

Помимо проблематики, также была предложена инициатива связать процедуру маркировки "Честный знак" с обязательной сертификацией соответствия продукции. Иными словами, что бы отсутствовала физическая возможность получить "Честный знак" на товар, у которого отсутствует обязательный документ подтверждения соответствия.

На самом деле все выглядит достаточно прозаично.

Буквально на прошлой недели сеть начало разрывать разгромными статьями относительно фальсификации Честного знака.

Мол, многомиллиардный государственный бюджет был потрачен на разработку, внедрение и реализацию национальной маркировки "Честный знак", которая в свою очередь отчистит рынок от контрафактов, подделок и прочей гадости. А по факту выяснилось, что любой инициативный предприниматель может достаточно спокойно приобрести данную маркировку на свой товар через Авито, и что еще смешнее, на Садоводе, за уловные 3 000 - 3 500 руб.

Далее к обсуждению подключается Максим Решетников, Министр экономического развития:

М.Решетников: Владимир Владимирович, тема актуальная. По поводу «Честного знака» мы сейчас что предлагаем докрутить? Сейчас у «Честного знака» нет возможности отказать выдать марку в том случае, если не предъявлен сертификат. Поэтому мы сейчас предлагаем сделать жёсткую увязку, и в ближайшее время это заработает. То есть если товар не сертифицирован должным образом, то марку «Честный знак» компании не дадут. То есть эта продукция не будет маркироваться. Соответственно, она у нас не поступит в сети.

Вторая большая проблема – это, прямо скажем, не очень качественные сертификаты со стороны других стран – наших коллег по евразийскому пространству. Потому что мы у себя процесс сертификации закрутили, у нас уже – бывают, конечно, отдельные случаи, бумагами ещё торгуют – в любом случае процент резко снизился, и мы порядок наводим на этом рынке. Все побежали в Киргизию. У нас число киргизских сертификатов по прошлому году – 250 тысяч. До этого это были сотни, если мы посмотрим пять лет назад.

Мы предлагаем сделать механизм в рамках контроля – вернуть контроль обращения продукции на рынке (то, что мы достаточно давно убрали и не возвращали) и сделать механизм отзыва сертификатов.

То есть если мы находим здесь киргизский сертификат у продукции, которая не соответствует этим требованиям, – то есть реально просто бумагу выдали, без проверки, – тогда его действие на территории нашей страны приостанавливается. Такие механизмы уже сделали в Белоруссии и в Казахстане.

После чего прозвучал примерно следующий диалог:

В.Путин: Сделайте.

М.Решетников: В этом году всё сделаем.

В.Путин: Антон, попробуем, да, вот это?

А.Иванов: Сработает. Я думаю, сработает.

В.Путин: Хорошо. Договорились.

А.Иванов: Спасибо Вам большое.

Что же получается? В рамках этого года (2025) возможность оформления сертификатов ТРТС через Киргизию потеряет смысл?

Для начала вспомним, а были ли прецеденты подобных ситуаций?

Да, были, причем не один раз. Отмена киргизских сертификатов уже происходила в 2020 году (начала ковидной пандемии), когда на всех таможенных постах в РФ делали отказ в выпуске таможенной декларации если к ней прикладывался сертификатов соответствия выданный в Киргизии. Причина - внутреннее распоряжение ФТС РФ при поддержке ФСА. На тот момент было выявлено, что большая часть киргизских сертификатов ТРТС выдаются с нарушениями (нет испытаний, нет ввоза образцов, нет выезда на производство и прочее). И к тому же, если ты РФ импортер, с российским юридическим адресам, то каким образом ты проводил весь процесс сертификации, который и без того не простой, на территории другого государства?

Правда вся эта история продлилась меньше месяца и спустя какое-то время сертификаты соответствия выданные в Киргизской Республике снова стали принимать и пропускать на таможенных постах в РФ.

Очевидно причиной резкого спроса на киргизские сертификаты стала пандемия, когда все поставки, логистика, импорт и экспорт буквально встали замертво чуть ли ни по всему миру. И само собой "серый" вариант оформления сертификата без образцов и испытаний стал спасательным кругом для многих импортеров в России.
Случай номер два. Противостояние Казахстана и Киргизии.

В 2024 году республика Казахстан официально отрапортовала на весь ЕАЭС о том, что сертификаты соответствия Киргизии выпускаются с грубейшими нарушениями и не соответствием процедуры сертификации. Финальный тезис казахстанской стороны звучал примерно так: "Либо наведите порядок, либо ваши сертификаты в РК будут признаваться не действительными перманентно". Проблема исчерпала себя буквально на следующий день, когда представителя Киргизии дали официальный ответ о том, что порядок само собой наведут, уже есть разработанные меры на этот счет, и вообще, мы вроде как союзные государства, нечего в нас пальцем тыкать.

Огромный спрос на киргизские сертификаты соответствия со стороны российского бизнеса - вполне очевидное следствие после глобальной чистки органов по сертификации в РФ. Основные игроки рынка по сертификации лишились аккредитации, либо вылетели из национальной части единого реестра. Оставшиеся органы и лаборатории, или имеют скудную аккредитацию, или же стоимость за их услуги по сертификации не подъемны для большей части импортеров и изготовителей. К тому же помним о том, что ситуация во внешнеэкономической деятельности не сильно поменялась в лучшую сторону, с нами не сильно хотят работать западные и европейские рынки. Осуществить ввоз образцов, вывезти эксперта на производство для мер АСП, ну просто нереально.

"Киргизские сертификаты отменят" - тезис из разряда спонтанной истерики. Не смотря на очевидные нарушения с которыми выдаются сертификаты соответствия, глобально, одним махом отменить вообще все сертификаты выданные в Киргизии невозможно, должна быть обоснованная база подтверждающая это. А как подметил Максим Геннадьевич Решетников, их за последний год было оформлено более 250 000 штук. Нет таких ресурсов что бы перепроверить корректность и правильность архива документов по каждому такому сертификату.

Не принимать и не признавать сертификаты соответствия выданные в Киргизской республики без запроса полного архива документов - просто напросто не правомерно. Нет действующей нормативно-правовой базы, что бы уполномоченные лица не признавали и не принимали такие сертификаты, по крайней мере на сегодняшний день.

В сухом остатки получается, что проблема выявлена и она на поверхности, как ранее мы и говорили, рано или поздно возьмутся и за киргизские сертификаты. Что ж, взялись.
На сколько грубыми и серьезными будут меры - сказать сложно, но у нас есть практика прошлых лет и соседних стран, которая по большому счету указывает на то, что регуляторная политика в области сертификации в рамках всего ЕАЭС очень инертна. На сколько быстро и ярко разгорается обсуждение, на столько же быстро оно и угасает, а по факту сподвижек в глобальном смысле этого слова и не происходит.
Обнажение темы с киргизскими сертификатами на фоне обсуждения провала "Честного знака", ход в полне ожидаемый, но не понятный. Почему?

Ну, наверно потому что у нас есть схема декларирования ТРТС 1д - в рамках этой схемы задекларировать можно вообще что угодно и как угодно, и есть неплохой шанс, что по такой декларации к заявителю никогда не возникнет вопросов, потому как форматно-логический контроль ФСА работает ну прям очень сильно ситуативно и пресловуто.

А еще у нас есть 353 ПП РФ, приложение № 18 (упрощенные ДС ТРТС на партию) - странно, что не озвучили процентное соотношение, какое количество сертификатов соответствия по истечению 6 месяцев оформляется по отношению к зарегистрированным Декларациям по 353 ПП РФ?

Калькуляция стоимости и вообще, ценообразование за услуги оформления сертификата соответствия в РФ - средняя цена в рынке на сертификат 004+020 ТРТС начинается в районе от 200 000 руб. + выезд эксперта + ввоз образцов + ежегодный инспекционный контроль. Кем и чем задается такая стоимость?

Сбор пошлин за регистрацию деклараций и сертификатов ТРТС через ФАУ НИА - благая цель, направленная на использование собираемых денежных средств с целью улучшения взаимодействия бизнеса и контролирующих органов. Вот только сервис по регистрации деклараций и реестр ФГИС ФСА как висел сутками, так и висит.

Таким образом становится очевидным, что проблемы есть, они очевидны и они далеко не всегда связаны с другими государствами. Своих, в том числе навалом. И возможно с течением времени национальная система сертификации и аккредитации в РФ станет такой же передовой, инновационной, как и банкинг, с которым не сравнится ни одна другая страна.