Новости в сфере сертификации и декларирования

Машины времени: иностранные марки автомобилей могут вернуться в РФ

Машины времени: иностранные марки автомобилей могут вернуться в РФ

Потенциальное потепление отношений России и США, а также возможный очередной виток торговой войны между Вашингтоном и Пекином могут радикально изменить российский автомобильный рынок, считают его участники.

При этом и автопроизводители, и дилеры, и эксперты отмечают, что в течение года машины станут только дороже, а сам год для рынка будет непростым. Подробности — в материале "Известий".
  • Иногда они возвращаются
На стыке 2025–2026 годов российский рынок автомобилей ожидают кардинальные изменения, связанные с возможным возвращением японских и южнокорейских автомобильных брендов. Об этом на конференции ForAuto 2025 заявил сооснователь дилерского холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров. По его мнению, с учетом недавнего общения президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа и потенциального потепления российско-американских взаимоотношений такой вариант развития событий вполне возможен.

— Учитывая новостной фон, существуют тенденции, которые к концу года могут поменять правила игры на нашем рынке. Одна из них — прямое указание Вашингтона Корее и Японии. Еще спустя полгода, которые уйдут на сертификацию или адаптацию казахстанского ОТТС, мы увидим возвращение марок, которых ждут многие клиенты. В IV квартале ситуация на рынке может кардинально поменяться, и это приведет к изменению наполнения наших автосалонов, заявил он.

Кроме того, по мнению Михаила Бахтиарова, возможное усиление торговой войны между США и Китаем также может отразиться на российском автомобильном рынке. В РФ могут прийти бренды, которые прежде не были официально представлены в России из-за риска вторичных санкций, отметил он.

— Если в Пекине поймут, что торговая война зашла настолько далеко, что им станет всё равно, — а это вполне возможно в ближайшие месяцы, судя по риторике, — тогда мы можем увидеть на рынке китайские марки, которые боялись приходить в РФ и являются достаточно серьезными игроками в мире и в Китае. Это BYD, Lixiang, Zeekr и другие, — рассказал сооснователь дилерского холдинга Major Auto.

При этом в отношении возможности возвращения на российский рынок европейских автобрендов Михаил Бахтиаров более скептичен. По его мнению, этот процесс может быть более сложным и долгим, поскольку компании Старого Света связаны санкциями ЕС, введенными в отношении нашей страны.
  • Новые тренды
Участники конференции ForAuto 2025 отметили, что сейчас в сфере продаж автомобилей прослеживается ряд новых трендов и течений, которые в нынешнем году и дальнейшей перспективе будут определять покупательские приоритеты.

По словам, руководителя по развитию бизнеса B2C-кредитования "Авито Авто" Константина Болдырева, на рынке формируется принципиально новый сегмент потребителей, для которых традиционные атрибуты дилерских центров утрачивают ценность. Эти клиенты ориентированы на современные способы покупки и интеллектуальный подход к приобретению автомобиля, отмечает он.

— Современное поколение покупателей, выросшее со смартфонами, демонстрирует явное отторжение традиционных методов продаж. Их отталкивает необходимость личного общения, торга в дилерских центрах. Они хотят получать всю информацию автоматизировано, через цифровые инструменты, чаты и т. д., — заявил Константин Болдырев.

Кроме того, денежно-кредитная политика Центробанка направлена на принципиальное изменение покупательской модели россиян по всем видам товаров длительного пользования, в том числе и по автомобилям, считает председатель совета директоров ГК "ТрансТехСервис" Вячеслав Зубарев. По его словам, об этом свидетельствует неоднократное увеличение размеров ключевой ставки в прошлом году.

— Государство фактически меняет подход к потреблению. Налицо тенденция к отходу от прежних "кредитных" покупок к "накопительным" приобретениям, без привлечения заемных средств, — отметил он.

При этом, по словам исполнительного директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Удалова, по итогам прошлого года доля машин, купленных с использованием кредита, составила 48%. В отдельные месяцы, прежде всего весной, этот показатель доходил до 60%, отметил он.
  • Дешевле не будет
По итогам прошлого года в России было продано около 33 тыс. машин, выпущенных еще в 2022 году, сообщил генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков. При этом сейчас у дилеров скопилось рекордное с 2020 года количество машин. По его словам, прошлогодние запасы будут активно распродаваться примерно до середины текущего года.

— Автомобили 2025 года выпуска будут однозначно дороже прошлогодних. Это связано с октябрьским и январским повышением утильсбора, а также с высокой ключевой ставкой. Все это ведет к росту "автомобильной инфляции", — считает он. По мнению эксперта, ко второму полугодию новые автомобили могут подорожать примерно на 10%.

Директор по операционным вопросам Knewstar Валерий Тараканов считает, что в нынешнем году автомобили станут дороже примерно на 10%. При этом подорожание в большей степени коснется импортируемых моделей и в меньшей скажется на продукции отечественных автозаводов, уточнил он.

Не исключает подорожания автомобилей и вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Дмитрий Костромин. Отвечая на вопрос о подорожании моделей Lada, он отметил, что возможна "индексация в рамках инфляции".

Избежать роста цен на машины в нынешнем году не получится, считает директор департамента стратегии, планирования и управления продуктом "Хавейл Мотор Рус" Александр Зубик. Во многом это связано с тем, что "эффект от повышения утильсбора еще до конца не проявился".
  • Борьба противоположностей
Все эксперты сходятся во мнении, что нынешний год будет непростым для российского автомобильного рынка. На него будут влиять разнонаправленные факторы, полагают они.

Наряду с высокой ключевой ставкой существенное влияние на него будет оказывать курс рубля, отмечает глава аналитического отдела "Росбанка" Роман Тулинов. Национальная валюта по-прежнему подвержена резким колебаниям курса в зависимости от внешних факторов, что заметно сказывается на автомобильном рынке, считает он. По прогнозу эксперта, если общая ситуация в экономике будет меняться, то ближе ко второй половине года ЦБ РФ может начать постепенно снижать ключевую ставку.

— Снижение "ключа", как следствие, приведет к снижению ставок по депозитам: люди могут начать активнее тратить прежде хранящиеся средства, в том числе и на приобретение автомобилей, — полагает он.

По мнению Александра Зубика, в нынешнем году в России будет продано около 1,6 млн легковых машин и моделей LCV. Среди факторов, способствующих поддержанию интереса россиян к машинам, он называет отложенный спрос, большую долю (70%) машин старше 10 лет в автопарке, существенный объем дилерских стоков, а также возможное снижение ключевой ставки ЦБ во второй половине года.

По оценке Михаила Бахтиарова, потенциальный объем российского рынка в настоящий момент составляет около 2 млн машин в год. При этом различные внешние и внутренние факторы подталкивают его к уровню в 1 млн штук. С учетом этого продажи новых автомобилей в 2025 году могут составить 1,5–1,6 млн экземпляров, полагает он.

Другие эксперты дают более пессимистичные прогнозы. Так, по мнению Валерия Тараканова, этот год будет "достаточно волатильным" и в целом может стать успешным, а объем рынка возможен на уровне 1,41–1,43 млн штук. Еще ниже (примерно в 1,3 млн экземпляров) оценивают продажи новых автомобилей Вячеслав Зубарев и Дмитрий Костромин. При этом вице-президент АвтоВАЗа уверен, что в нынешнем году значительно сократится число машин, ввезенных по альтернативному импорту. По его мнению, их количество не превысит 50 тыс. штук, против примерно 200 тыс. машин, поставленных в нашу страну в прошлом году.