Новости в сфере сертификации и декларирования

Разворот на 100%: какие грузы не пропускают на границе

Новости Импорт-Логистика
Логистический коллапс: почему на границе России и Казахстана скопились тысячи грузовиков из Китая
На границе России и Казахстана наблюдается масштабный логистический сбой. На подъездах к пунктам пропуска, в частности, в районе КПП «Маштаково», образовались многокилометровые заторы из тысяч грузовых автомобилей, следующих из Китая. Ситуация, длящаяся с середины сентября, угрожает серьезными сбоями в поставках товаров и ростом логистических расходов. В статье разбираемся в причинах и последствиях возникшего коллапса.

Масштабы проблемы: цифры и факты

По оценкам логистических компаний, приведенным в публикации «Коммерсанта», картина складывается критическая:
  • От 2000 до 7500 грузовиков ожидают своей очереди для пересечения границы.
  • Транспортные средства заняли не только официальные парковки, но и обочины дорог.
  • Пробки на казахстанском маршруте из Китая в Россию не прекращаются уже третью неделю подряд.
«Погранпереходы перегружены, машины заняли все ближайшие парковки, стоят на обочинах», — подтвердил директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов.

Ключевые причины возникновения кризиса

Аналитики и участники рынка выделяют несколько основных факторов, которые совпали по времени и привели к идеальному шторму.

1. Китайские праздники и «Золотая неделя»

С 1 по 8 октября Китайская Народная Республика празднует национальный праздник — «Золотую неделю». На этот период будут закрыты все автомобильные пункты пропуска на казахстанско-китайском участке границы. Предупреждение об этом Федеральная таможенная служба (ФТС) России распространила еще 24 сентября. В преддверии закрытия импортеры резко активизировали поставки, пытаясь завезти как можно больше товаров до начала праздников, что создало мощный всплеск нагрузки на логистические маршруты.

2. Ужесточение таможенного контроля

Одной из главных причин задержек участники рынка называют усиление таможенного досмотра. По словам заместителя главы отдела логистики СЛК Максима Емелина, проверкам в 99% случаев подвергаются фуры с грузами «двойного назначения», которые могут попадать под действия международных санкций.
«Существует перечень грузов, которые рискованно везти через Казахстан: их развернут в 100% случаев — это микросхемы и любые станки», — уточнил глава отдела логистики YM Trans Group Александр Азатьян.

3. Налоговые новации и ажиотажный спрос

Значительную роль в создании пробок сыграли планы российских властей повысить с 1 ноября утилизационный сбор на импортные автомобили с двигателями мощностью свыше 160 л.с. Это спровоцировало волну досрочных поставок автовозов. Километровые очереди из транспортеров с новыми машинами были отмечены на переходах «Забайкальск» и «Хоргос» еще 15 сентября.

4. Разворот транзитных потоков

Косвенной причиной стала и геополитическая обстановка. Закрытие Польшей границы с Белоруссией в середине сентября заблокировало около 90% железнодорожных грузов из Китая в Европейский союз. В результате часть логистических потоков была перенаправлена через Центрально-Азиатский коридор, что дополнительно увеличило нагрузку на казахстанско-российскую границу.

Реакция контролирующих органов

Федеральная таможенная служба (ФТС) России 26 сентября выступила с опровержением информации о скоплении фур на российской стороне границы. В ведомстве заявили, что не проводят проверки в пунктах пропуска и не препятствуют проходу большегрузов.
В ФТС отметили, что скопление транспорта наблюдается на территории Казахстана, и объяснили это «действиями недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые не дают перевозчику команду въезжать в Россию, а заставляют стоять и ожидать ослабления контроля».

Каковы прогнозы и последствия?

В краткосрочной перспективе ситуация будет только усугубляться. Закрытие китайских КПП на «Золотую неделю» означает, что новый виток нагрузки на границу начнется после 8 октября, когда гигантский объем накопленных в Казахстане грузов хлынет в Россию.
Основные последствия коллапса для бизнеса и экономики:
  • Существенное увеличение сроков доставки товаров из Китая.
  • Рост стоимости логистических услуг из-за простоев и увеличения эксплуатационных расходов перевозчиков.
  • Сбои в работе производственных цепочек, зависящих от своевременных поставок комплектующих и сырья.
  • Риск дефицита и удорожания отдельных категорий товаров на российском рынке.

Заключение

Сложившаяся на границе ситуация — это не временная пробка, а симптом системных проблем в цепочке международных грузоперевозок, связывающей Китай и Россию. Наложение административных, налоговых и геополитических факторов привело к кризису, который окажет заметное влияние на сроки и стоимость поставок в ближайшие недели. Компаниям-импортерам стоит готовиться к задержкам и закладывать дополнительные временные и финансовые резервы в свои логистические планы.