Новости в сфере сертификации и декларирования

Китайский потоп: может ли вал товаров из КНР захлестнуть Россию

2025-03-27 12:26 Новости Импорт-Логистика

Китайский потоп: может ли вал товаров из КНР захлестнуть Россию

Торговая война между США и Китаем, инициированная администрацией Дональда Трампа, продолжает оказывать влияние на глобальные цепочки поставок. Введённые американцами импортные пошлины против КНР провоцируют переток китайских товаров на альтернативные рынки — и это уже приводит к серьёзным последствиям для экономик третьих стран. Насколько уязвима в этой ситуации Россия, активно развивающая торговые связи с Китаем?

Сопутствующий ущерб: как Китай перенаправляет экспорт

На фоне охлаждения отношений с США — главным рынком сбыта — Китай активно наращивает поставки в развивающиеся страны с мощным промышленным потенциалом. Данные Bloomberg демонстрируют устойчивый рост доли ряда государств в китайском экспорте:
  • Бразилия: с 1,2% в 2017 г. до 2% в 2024 г.;
  • Индия: с 2,9% до 3,4%;
  • Индонезия: с 1,4% до 2,1%;
  • Вьетнам: с 2,4% до 4,5%.
В совокупности доля этих стран выросла с 8% до 12%, а в абсолютном выражении динамика ещё заметнее. Например, поставки во Вьетнам увеличились с $58 млрд до $111 млрд.
Китай делает ставку на экспорт как драйвер экономического роста на фоне кризиса на внутреннем рынке недвижимости. При этом речь идёт не только о высокотехнологичных товарах (электромобили, солнечные панели), но и о продукции лёгкой промышленности, электронике, кабеле — то есть о тех категориях, которые многие страны-импортёры производят сами и экспортируют.
Последствия для рынков:
  • Сокращение импорта из прочих источников во многих странах (США, Великобритания, Австралия, Индонезия).
  • Потеря рабочих мест: в индонезийской лёгкой промышленности — 250 тыс., с риском утраты ещё 500 тыс. из‑за американского тарифного давления.
  • Ответные меры: некоторые страны вводят собственные пошлины, другие прибегают к косвенному налогообложению (например, Малайзия установила 10% НДС на онлайн‑покупки дешёвых товаров из Китая).
При этом доминирование Китая обусловлено не столько демпингом, сколько экономикой масштаба и отлаженными десятилетиями цепочками поставок.

Угроза импортозамещению в России?

Россия — важный торговый партнёр КНР: если в 2019 г. импорт из Китая составлял около $50 млрд, то к Newton 2024 г. вырос до $116 млрд (без учёта транзита через третьи страны). Возникает вопрос: не приведёт ли это к «затовариванию» российского рынка и подрыву импортозамещения?
Мнения экспертов:
  1. Раиса Донская (группа компаний «Команда Сикурс»):
Китайские коммерсанты не рассматривают российский рынок как стратегически перспективный на горизонте 10–20 лет. Текущий уровень присутствия их устраивает.
  1. Александр Силаков (S+Консалтинг):
Перенаправить большие объёмы товаров на новые рынки сложно из‑за ограниченной ёмкости этих рынков. В России не стоит ожидать избыточного потока дешёвых товаров: для этого нужен сбалансированный торговый обмен и достаточный спрос.
  1. Дмитрий Кузнецов (Президентская академия):
Скидки китайских производителей, скорее всего, будут умеренными — единицы процентов, редко свыше 10%. Российская экономика уже адаптировалась к более серьёзным колебаниям издержек (курс, логистика, платежи).
  1. Ольга Беленькая (ФГ «Финам»):
Пик замещения западных брендов китайскими пришёлся на 2023–2024 гг. Например, импорт китайских легковых автомобилей в 2024 г. вырос на 30,5%, но дальше динамика замедляется.

Дефляция против инфляции: какие эффекты ждать?

Теоретически рост китайского импорта мог бы сдержать инфляцию в России, где основная проблема — нехватка рабочей силы и рост цен. Однако эксперты скептически оценивают такой сценарий:
  • Александр Силаков: даже насыщение рынка китайскими авто не привело к радикальному снижению цен.
  • Дмитрий Кузнецов: несмотря на снижение цен со стороны китайских экспортёров, факторы вроде высокой ключевой ставки и укрепления рубля ограничивают эффект. Доля России в китайском экспорте уже снизилась до 2,7% (минимум с ноября 2022 г.), что говорит о сдерживании спроса.
  • Ольга Беленькая: в январе–феврале 2025 г. импорт сократился на 5% в стоимостном выражении. Продажи китайских авто упали на 17% из‑за насыщения рынка, утильсбора и дорогих кредитов. Растут складские запасы автомобилей, электроники и одежды.

Вывод

Хотя торговая война США и Китая меняет глобальные потоки товаров, Россия вряд ли столкнётся с «китайским потопом». Причины:
  1. Китай не считает российский рынок стратегически приоритетным.
  2. Ёмкость российского рынка ограничивает возможности масштабного перенаправления поставок.
  3. Российские потребители и бизнес уже адаптировались к колебаниям цен и логистическим вызовам.
  4. Внутренние факторы (высокая ключевая ставка, насыщение рынков) сдерживают рост импорта.
Таким образом, вместо дефляционного шока Россия, вероятно, увидит постепенную корректировку торговых потоков без критического давления на отечественное производство.