Новости в сфере сертификации и декларирования

Серый импорт мотоциклов в 2025 году: что это, риски и последствия | Вся правда о "серых" схемах

2025-09-16 12:28 Новости Импорт-Логистика

Серый импорт мототехники: как нелегальные схемы лишают бюджет миллиардов и разрушают рынок

Российский рынок мототехники в 2025 году переживает глубокий кризис. Виной тому — масштабные схемы «серого» импорта, которые позволяют недобросовестным игрокам получать миллиардные прибыли, уклоняясь от уплаты налогов. Эксперт в сфере мототехники Михаил Развожаев раскрыл механизм работы этих схем и их разрушительные последствия для экономики, легального бизнеса и конечных потребителей.

В чем суть схемы?

По словам руководителя импортера KTM в России Михаила Развожаева, ситуация стала критической. Легальный бизнес, работающий по прямым контрактам с заводами и исправно платящий все таможенные платежи и налоги, оказался в заведомо проигрышных условиях.
«Серые» импортеры ввозят технику (новую, но оформляемую как поддержанную) через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в первую очередь через Беларусь и Киргизию. В этих странах в инвойсах (счетах на оплату) указывается заведомо заниженная стоимость товара. После этого мототехника беспрепятственно ввозится на территорию России.
Расчеты по таким сделкам часто проводятся через мессенджеры, банковские карты физических лиц и криптовалюту, что делает транзакции почти не отслеживаемыми.

Покупатель-победитель? Иллюзия выгоды

На первый взгляд, конечный потребитель оказывается в выигрыше. Ему предлагают технику с «небольшой» скидкой в 5–10% от рыночной стоимости, часто за наличный расчет и без предоставления чека.
Однако за этой мнимой выгодой скрываются огромные риски и долгосрочные потери.

Сравнительная таблица: «Серый» vs «Белый» импорт

Перед тем как сделать «выгодную» покупку, стоит взвесить все за и против. Данные ниже наглядно демонстрируют разницу.
Критерий «Белый» (легальный) импорт «Серый» импорт Победитель Комментарий
Цена для покупателя Рыночная, включает все налоги и затраты на легализацию Ниже на 5-10% Серый
Краткосрочная и очень рискованная выгода.
Происхождение и качество Подтверждено, полная прозрачность Неизвестно, высокий риск «перебитых» VIN, скрытых дефектов Белый
Покупка «кота в мешке».
Гарантия производителя ✅ Полная официальная гарантия ❌ Отсутствует Белый
Все ремонты — за ваш счет.
Послепродажное обслуживание ✅ Доступно у официальных дилеров ❌ Недоступно или по полной стоимости Белый
Нет доступа к оригинальным запчастям и специнструментам.
Безопасность ✅ Соответствие всем стандартам ❌ Под вопросом Белый
Риск для жизни и здоровья.
Легальность и документы ✅ Полностью чистые ПСМ и СБКТС ❌ Риск конфискации, проблемы с ГИБДД Белый
Технику могут изъять на штрафстоянку.
Уплата налогов в бюджет ✅ Полная ❌ Практически отсутствует Белый
Серый импорт наносит прямой ущерб экономике страны.
Развитие рынка ✅ Стимулирует приход новых брендов, развитие дилерской сети ❌ Приводит к уходу производителей, коллапсу рынка Белый
Выбор новых моделей и аксессуаров будет сокращаться.

Последствия для экономики и рынка

Как показывает таблица, главный удар приходится по государственному бюджету. Федеральная таможенная служба (ФТС) России недополучает миллиарды рублей, поскольку платежи исчисляются от заниженной стоимости товаров.
Легальные импортеры не могут конкурировать с такими условиями и несут убытки. Это приводит к парадоксальной ситуации: австрийские, китайские и индийские производители, видя развал рынка и падение объемов официальных продаж, начинают сворачивать свою деятельность в России.
«Крупные "серые" импортеры получают миллиардные прибыли... На этом фоне производители сворачивают активность и "сматывают удочки"», — констатирует Развожаев.

Масштабы проблемы и борьба с ней

ФТС России подтверждает серьезность ситуации. За восемь месяцев 2025 года:
  • 4000 единиц мототехники (мотоциклы, квадроциклы, снегоходы и др.) признаны незаконно перемещенными через границу ЕАЭС.
  • Возбуждено 210 уголовных дел по фактам незаконного оборота товаров.

Вывод: сомнительная экономия или надежное владение?

Покупка мототехники по «серым» схемам — это осознанный риск. Потребитель жертвует гарантией, безопасностью и спокойствием ради сиюминутной и не такой значительной экономии. В долгосрочной перспективе такие действия приводят к деградации всего рынка, сокращению выбора и росту цен для всех.
Выбор за вами: поддержать нелегальный бизнес, который наносит ущерб стране, или сделать выбор в пользу цивилизованного рынка с прозрачными правилами и уверенностью в завтрашнем дне.
Источник: по материалам интервью Михаила Развожаева РИА Новости и данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России.